Антон Павлович Чехов
Трагик
Был бенефис трагика Феногенова.
Давали "Князя Серебряного". Сам бенефициант играл Вяземского, антрепренер
Лимонадов - Дружину Морозова, г-жа Беобахтова - Елену... Спектакль вышел на
славу. Трагик делал буквально чудеса. Он похищал Елену одной рукой и держал ее
выше головы, когда проносил через сцену. Он кричал, шипел, стучал ногами, рвал
у себя на груди кафтан. Отказываясь от поединка с Морозовым, он трясся всем
телом, как в действительности никогда не трясутся, и с шумом задыхался. Театр
дрожал от аплодисментов. Вызовам не было конца. Феногенову поднесли серебряный
портсигар и букет с длинными лентами. Дамы махали платками, заставляли мужчин
аплодировать, многие плакали... Но более всех восторгалась игрой и волновалась
дочь исправника Сидорецкого, Маша. Она сидела в первом ряду кресел, рядом со
своим папашей, не отрывала глаз от сцены даже в антрактах и была в полном
восторге. Ее тоненькие ручки и ножки дрожали, глазки были полны слез, лицо
становилось всё бледной и бледней. И не мудрено: она была в театре первый раз в
жизни!
- Как хорошо они представляют! Как отлично! - обращалась она к своему
папаше-исправнику всякий раз, когда опускался занавес. - Как хорош Феногенов!
И если бы папаша мог читать на лицах, он прочел бы на бледном личике своей
дочки восторг, доходящий до страдания. Она страдала и от игры, и от пьесы, и от
обстановки. Когда в антракте полковой оркестр начинал играть свою музыку, она в
изнеможении закрывала глаза.
- Папа! - обратилась она к отцу в последнем антракте. - Пойди на сцену
и скажи им всем, чтобы приходили к нам завтра обедать!
Исправник пошел за сцену, похвалил там всех за хорошую игру и сказал
г-же Беобахтовой комплимент:
- Ваше красивое лицо просится на полотно. О, зачем я не владею кистью!
И шаркнул ногой, потом пригласил артистов к себе на обед.
- Все приходите, кроме женского пола, - шепнул он. - Актрис не надо, потому
что у меня дочка.
На другой день у исправника обедали артисты. Пришли только антрепренер
Лимонадов, трагик Феногенов и комик Водолазов; остальные сослались на недосуг и
не пришли. Обед прошел скучно. Лимонадов все время уверял исправника, что он
его уважает и вообще чтит всякое начальство, Водолазов представлял пьяных
купцов и армян, а Феногенов, высокий, плотный малоросс (в паспорте он назывался
Кныш) с черными глазами и нахмуренным лбом, продекламировал "У парадного
подъезда" и "Быть или не быть?". Лимонадов со слезами на глазах рассказал
о свидании своем с бывшим губернатором генералом Канючиным. Исправник слушал,
скучал и благодушно улыбался. Несмотря даже на то, что от Лимонадова сильно
пахло жжеными перьями, а на Феногенове был чужой фрак и сапоги с кривыми
каблуками, он был доволен. Они нравились его дочке, веселили ее, и этого ему
было достаточно! А Маша глядела на артистов, не отрывала от них глаз ни на
минуту. Никогда ранее она не видала таких умных, необыкновенных людей!
Вечером исправник и Маша опять были в театре. Через неделю артисты опять
обедали у начальства и с этого раза стали почти каждый день приходить в дом
исправника, то обедать, то ужинать, и Маша еще сильнее привязалась к театру
и стала бывать в нем ежедневно.
Она влюбилась в трагика Феногенова. В одно прекрасное утро, когда исправник
ездил встречать архиерея, она бежала с труппой Лимонадова и на пути повенчалась
со своим возлюбленным. Отпраздновав свадьбу, артисты сочинили длинное,
чувствительное письмо и отправили его к исправнику. Сочиняли все разом.
- Ты ему мотивы, мотивы ты ему! - говорил Лимонадов, диктуя Водолазову. -
Почтения ему подпусти... Они, чинодралы, любят это. Надбавь чего-нибудь
этакого... чтоб прослезился...
Ответ на это письмо был самый неутешительный. Исправник отрекался от
дочери, вышедшей, как он писал, "за глупого, праздношатающегося хохла, не
имеющего определенных занятий".
И на другой день после того, как пришел этот ответ, Маша писала своему
отцу:
"Папа, он бьет меня! Прости нас!"
Он бил ее, бил за кулисами в присутствии Лимонадова, прачки и двух
ламповщиков! Он помнил, как за четыре дня до свадьбы, вечером, сидел он со всей
труппой в трактире "Лондон"; все говорили о Маше, труппа советовала ему
"рискнуть", а Лимонадов убеждал со слезами на глазах:
- Глупо и нерационально отказываться от такого случая! Да ведь за этакие
деньги не то что жениться, в Сибирь пойти можно! Женишься, построишь свой
собственный театр, и бери меня тогда к себе в труппу. Не я уж тогда владыка,
а ты владыка.
Феногенов помнил об этом и теперь бормотал, сжимая кулаки:
- Если он не пришлет денег, так я из нее щепы нащеплю. Я не позволю себя
обманывать, черт меня раздери!
Из одного губернского города труппа хотела уехать тайком от Маши, но Маша
узнала и прибежала на вокзал после второго звонка, когда актеры уже сидели
в вагонах.
- Я оскорблен вашим отцом! - сказал ей трагик. - Между нами все кончено!
А она, несмотря на то, что в вагоне был народ, согнула свои маленькие
ножки, стала перед ним на колени и протянула с мольбой руки.
- Я люблю вас! - просила она. - Не гоните меня, Кондратий Иваныч! Я не могу
жить без вас!
Вняли ее мольбам и, посоветовавшись, приняли ее в труппу на амплуа
"сплошной графини", - так называли маленьких актрис, выходивших на сцену
обыкновенно толпой и игравших роли без речей... Сначала Маша играла горничных и
пажей, но потом, когда г-жа Беобахтова, цвет лимонадовской труппы, бежала, то
ее сделали ingénue. Играла она плохо: сюсюкала, конфузилась. Скоро, впрочем,
привыкла и стала нравиться публике. Феногенов был очень недоволен.
- Разве это актриса? - говорил он. - Ни фигуры, ни манер, а так только...
одна глупость...
В одном губернском городе труппа Лимонадова давала "Разбойников" Шиллера.
Феногенов изображал Франца, Маша - Амалию. Трагик кричал и трясся, Маша читала
свою роль, как хорошо заученный урок, и пьеса сошла бы, как сходят вообще
пьесы, если бы не случился маленький скандал. Все шло благополучно до того
места в пьесе, где Франц объясняется в любви Амалии, а она хватает его шпагу.
Малоросс прокричал, прошипел, затрясся и сжал в своих железных объятиях Машу. А
Маша вместо того, чтобы отпихнуть его, крикнуть ему "прочь!", задрожала в его
объятиях, как птичка, и не двигалась... Она точно застыла.
- Пожалейте меня! - прошептала она ему на ухо. - О, пожалейте меня! Я так
несчастна!
- Роли не знаешь! Суфлера слушай! - прошипел трагик и сунул ей в руки
шпагу.
После спектакля Лимонадов и Феногенов сидели в кассе и вели беседу.
- Жена твоя ролей не учит, это ты правильно... - говорил антрепренер. -
Функции своей не знает... У всякого человека есть своя функция... Так вот она
ее-то не знает...
Феногенов слушал, вздыхал и хмурился, хмурился...
На другой день утром Маша сидела в мелочной лавочке и писала:
"Папа, он бьет меня! Прости нас! Вышли нам денег!"
1883
_______________________________________________________________________________
Комментарии
Ingénue - театральное амплуа наивной девушки (франц.).
_______________________________________________________________________________
Используются технологии
uCoz