Илья Ильф, Евгений Петров 



   Разговоры за чайным столом


    В семье было три человека - папа, мама и сын. Папа  был  старый  большевик,
мама - старая домашняя хозяйка, а сын был старый пионер  со  стриженой  головой
и двенадцатилетним жизненным опытом. 
    Казалось бы, все хорошо. 
    И тем не менее ежедневно за утренним чаем происходили семейные ссоры. 
    Разговор обычно начинал папа. 
    - Ну, что у вас нового в классе? - спрашивал он. 
    - Не в классе, а в группе, - отвечал сын. - Сколько  раз  я  тебе  говорил,
папа, что класс - это реакционно-феодальное понятие. 
    - Хорошо, хорошо. Пусть группа. Что же учили в группе? 
    - Не учили, а прорабатывали. Пора бы, кажется, знать. 
    - Ладно, что же прорабатывали? 
    - Мы прорабатывали вопросы влияния лассальянства на зарождение реформизма.
    - Вот как! Лассальянство? А задачи решали? 
    - Решали. 
    - Вот это молодцы! Какие же вы решали задачи? Небось трудные? 
    - Да нет, не очень. Задачи  материалистической  философии  в  свете  задач,
поставленных  второй  сессией  Комакадемии  совместно   с   пленумом   общества 
аграрников-марксистов. 
    Папа отодвинул чай, протер очки полой пиджака и  внимательно  посмотрел  на
сына. Да нет, с виду как будто ничего. Мальчик как мальчик. 
    - Ну, а по русскому языку что сейчас уч... то есть прорабатываете? 
    - Последний раз коллективно  зачитывали  поэму  "Звонче  голос  за  конский
волос". 
    - Про лошадку? - с надеждой  спросил  папа.  -  "Что  ты  ржешь,  мой  конь 
ретивый, что ты шейку опустил?" 
    - Про конский волос, - сухо повторил сын. - Неужели не слышал? 

                   Гей, ребята, все в поля 
                   Для охоты на
                   Коня! 
                   Лейся, песня, взвейся, голос. 
                   Рвите ценный конский волос! 

    - Первый раз слышу такую... м-м-м... странную поэму, - сказал папа.  -  Кто 
это написал? 
    - Аркадий Паровой. 
    - Вероятно, мальчик? Из вашей группы? 
    - Какой там мальчик!.. Стыдно тебе, папа.  А  еще  старый  большевик...  не
знаешь Парового! Это  знаменитый  поэт.  Мы  недавно  даже  сочинение  писали -
"Влияние творчества Парового на западную литературу". 
    - А тебе не  кажется, - осторожно спросил папа, - что  в  творчестве  этого
товарища Парового как-то мало поэтического чувства? 
    - Почему мало? Достаточно ясно выпячены вопросы сбора ненужного коню волоса
для использования его в матрацной промышленности. 
    - Ненужного? 
    - Абсолютно ненужного. 
    - А конские уши вы не предполагаете собирать? - закричал  папа  дребезжащим 
голосом. 
    - Кушайте, кушайте, - примирительно сказала мама. - Вечно у них споры. 
    Папа долго хмыкал, пожимал плечами и что-то гневно  шептал  себе  под  нос.
Потом собрался с силами и снова подступил к загадочному ребенку. 
    - Ну, а как вы отдыхаете,  веселитесь?  Чем  вы  развлекались  в  последнее
время?
    - Мы не развлекались. Некогда было. 
    - Что же вы делали? 
    - Мы боролись. 
    Папа оживился. 
    - Вот это мне нравится. Помню, я сам в детстве увлекался. Браруле, тур  де-
тет, захват головы в партере. Это очень полезно.  Чудная  штука  -  французская
борьба. 
    - Почему французская? 
    - А какая же? 
    - Обыкновенная борьба. Принципиальная. 
    - С кем же вы боролись? - спросил папа упавшим голосом. 
    - С лебедевщиной. 
    - Что это еще за лебедевщина такая? Кто это Лебедев? 
    - Один наш мальчик. 
    - Он что, мальчик плохого поведения? Шалун? 
    - Ужасного поведения,  папа!  Он  повторил  целый  ряд  деборинских  ошибок
в оценке махизма, махаевщины и механицизма. 
    - Это какой-то кошмар! 
    - Конечно, кошмар. Мы уже две недели только этим  и  занимаемся.  Все  силы
отдаем на борьбу. Вчера был политаврал. 
    Папа схватился за голову. 
    - Сколько же ему лет? 
    - Кому, Лебедеву? Да немолод. Ему лет восемь. 
    - Восемь лет мальчику, и вы с ним боретесь? 
    - А как по-твоему? Проявлять оппортунизм? Смазывать вопрос?
    Папа дрожащими  руками  схватил  портфель  и,  опрокинув  по  дороге  стул,
выскочил на улицу. Неуязвимый мальчик снисходительно усмехнулся и прокричал ему
вдогонку: 
    - А еще старый большевик!  
    Однажды бедный папа развернул  газету  и  издал  торжествующий  крик.  Мама
вздрогнула. Сын сконфуженно смотрел в свою чашку. Он уже читал постановление ЦК
о школе. Уши у него были розовые и просвечивали, как у кролика. 
    - Ну-с, - сказал папа, странно  улыбаясь, - что  же  теперь  будет,  ученик
четвертого класса Ситников Николай? 
    Сын молчал. 
    - Что вчера коллективно прорабатывали? 
    Сын продолжал молчать. 
    - Изжили наконец лебедевщину, юные непримиримые ортодоксы? 
    Молчание. 
    - Уже признал бедный, мальчик свои сверхдеборинские ошибки? Кстати, в каком
он классе? 
    - В нулевой группе. 
    - Не в нулевой группе, а в приготовительном классе! - загремел отец. - Пора
бы знать!
    Сын молчал. 
    - Вчера читал, что этого вашего Аркадия, как  его,  Паровозова  не  приняли
в Союз писателей. Как он там писал? "Гей,  ребята,  выйдем  в  поле,  с  корнем 
вырвем конский хвост"? 
    - "Рвите ценный конский волос", - умоляюще прошептал мальчик. 
    - Да, да. Одним словом: "Лейся, взвейся, конский голос". Я все  помню.  Это
еще оказывает влияние на мировую литературу? 
    - Н-не знаю. 
    - Не знаешь? Не жуй, когда с учителем говоришь! Кто написал "Мертвые души"?
Тоже не знаешь? Гоголь написал. Гоголь. 
    - Вконец  разложившийся  и  реакционно  настроенный  мелкий   мистик...   -
обрадованно забубнил мальчик. 
    - Два с минусом! - мстительно сказал папа. - Читать надо Гоголя, учить надо
Гоголя,  а  прорабатывать  будешь  в  Комакадемии,  лет  через  десять.   Ну-с, 
расскажите мне, Ситников Николай, про Нью-Йорк. 
    - Тут наиболее резко, чем где бы то ни  было, - запел  Коля,  -  выявляются
капиталистические противоре... 
    - Это я сам знаю. Ты мне скажи, на берегу какого океана стоит Нью-Йорк? 
    Сын молчал. 
    - Сколько там населения? 
    - Не знаю. 
    - Где протекает река Ориноко? 
    - Не знаю. 
    - Кто была Екатерина Вторая? 
    - Продукт. 
    - Как продукт? 
    - Я сейчас вспомню. Мы прорабатывали...  Ага!  Продукт  эпохи  нарастающего
влияния торгового капита... 
    - Ты скажи, кем она была? Должность какую занимала? 
    - Этого мы не прорабатывали. 
    - Ах, так! А каковы признаки делимости на три? 
    - Вы кушайте, - сказала сердобольная мама. - Вечно у них эти споры. 
    - Нет, пусть он мне скажет, что такое полуостров? - кипятился папа. - Пусть
скажет, что такое Куро-Сиво? Пусть скажет, что за продукт был Генрих  Птицелов?
    Загадочный мальчик сорвался с места, дрожащими  руками  запихнул  в  карман
рогатку и выбежал на улицу. 
    - Двоечник! - кричал ему вслед счастливый отец. 
    - Все директору скажу! 
    Он наконец взял реванш.

    1934

Используются технологии uCoz