Варлам Тихонович Шаламов
Воскрешение лиственницы
Из одноименной книги
Мы суеверны. Мы требуем чуда. Мы придумываем себе символы и этими символами
живем.
Человек на Дальнем Севере ищет выхода своей чувствительности - не
разрушенной, не отравленной десятилетиями жизни на Колыме. Человек посылает
авиапочтой посылку: не книги, не фотографии, не стихи, а ветку лиственницы,
мертвую ветку живой природы. Этот странный подарок, иссушенную, продутую
ветрами самолетов, мятую, изломанную в почтовом вагоне, светло-коричневую,
жесткую, костистую северную ветку северного дерева ставят в воду.
Ставят в консервную банку, налитую злой хлорированной обеззараженной
московской водопроводной водой, водой, которая сама, может, и рада засушить все
живое, - московская мертвая водопроводная вода.
Лиственницы серьезней цветов. В этой комнате много цветов, ярких цветов.
Здесь ставят букеты черемухи, букеты сирени в горячую воду, расщепляя ветки
и окуная их в кипяток.
Лиственница стоит в холодной воде, чуть согретой. Лиственница жила ближе
к Черной речке, чем все эти цветы, все эти ветки - черемухи, сирени.
Это понимает хозяйка. Понимает это и лиственница.
Повинуясь страстной человеческой воле, ветка собирает все силы - физические
и духовные, ибо нельзя ветке воскреснуть только от физических сил: московского
тепла, хлорированной воды, равнодушной стеклянной банки. В ветке разбужены
иные, тайные силы.
Проходит три дня и три ночи, и хозяйка просыпается от странного, смутного
скипидарного запаха, слабого, тонкого, нового запаха. В жесткой деревянной коже
открылись и выступили явственно на свет новые, молодые, живые ярко-зеленые иглы
свежей хвои.
Лиственница жива, лиственница бессмертна, это чудо воскрешения не может не
быть - ведь лиственница поставлена в банку с водой в годовщину смерти на Колыме
мужа хозяйки, поэта.
Даже эта память о мертвом тоже участвует в оживлении, в воскрешении
лиственницы.
Этот нежный запах, эта ослепительная зелень - важные начала жизни. Слабые,
но живущие, воскрешенные какой-то тайной духовной силой, скрытые в лиственнице
и показавшиеся на свет. Запах лиственницы был слабым, но ясным, и никакая сила
в мире не заглушила бы этот запах, не потушила этот зеленый свет и цвет.
Сколько лет - исковерканная ветрами, морозами, вертящаяся вслед за
солнцем, - лиственница каждую весну протягивала в небо молодую зеленую хвою.
Сколько лет? Сто. Двести. Шестьсот. Зрелость даурской лиственницы - триста
лет.
Триста лет! Лиственница, чья ветка, веточка дышала на московском столе, -
ровесница Натальи Шереметевой-Долгоруковой и может напомнить о ее горестной
судьбе: о превратностях жизни, о верности и твердости, о душевной стойкости,
о муках физических, нравственных, ничем не отличающихся от мук тридцать
седьмого года, с бешеной северной природой, ненавидящей человека, смертельной
опасностью весеннего половодья и зимних метелей, с доносами, грубым произволом
начальников, смертями, четвертованием, колесованием мужа, брата, сына, отца,
доносивших друг на друга, предававших друг друга. Чем не извечный русский
сюжет?
После риторики моралиста Толстого и бешеной проповеди Достоевского были
войны, революции, Хиросима и концлагеря, доносы, расстрелы.
Лиственница сместила масштабы времени, пристыдила человеческую память,
напомнила незабываемое.
Лиственница, которая видела смерть Натальи Долгоруковой и видела миллионы
трупов - бессмертных в вечной мерзлоте Колымы, видевшая смерть русского поэта,
лиственница живет где-то на Севере, чтобы видеть, чтобы кричать, что ничего не
изменилось в России - ни судьбы, ни человеческая злоба, ни равнодушие. Наталья
Шереметева все рассказала, все записала с грустной своей силой и верой.
Лиственница, ветка которой ожила на московском столе, уже жила, когда
Шереметева ехала в свой скорбный путь в Березов, такой похожий на путь
в Магадан, за Охотское море.
Лиственница источала, именно источала запах, как сок. Запах переходил
в цвет, и не было между ними границы.
Лиственница в московской квартире дышала, чтобы напоминать людям их
человеческий долг, чтобы люди не забыли миллионы трупов - людей, погибших на
Колыме.
Слабый настойчивый запах - это был голос мертвых.
От имени этих мертвецов лиственница и осмеливалась дышать, говорить и жить.
Для воскрешения нужна сила и вера. Сунуть ветку в воду - это далеко не все.
Я тоже ставил ветку лиственницы в банку с водой: ветка засохла, стала
безжизненной, хрупкой и ломкой - жизнь ушла из нее. Ветка ушла в небытие,
исчезла, не воскресла. Но лиственница в квартире поэта ожила в банке с водой.
Да, есть ветки сирени, черемухи, есть романсы сердцещипательные;
лиственница - не предмет, не тема для романсов.
Лиственница - дерево очень серьезное. Это - дерево познания добра и зла, -
не яблоня, не березка! - дерево, стоящее в райском саду до изгнания Адама и Евы
из рая.
Лиственница - дерево Колымы, дерево концлагерей.
На Колыме не поют птицы. Цветы Колымы - яркие, торопливые, грубые - не
имеют запаха. Короткое лето - в холодном, безжизненном воздухе - сухая жара
и стынущий холод ночью.
На Колыме пахнет только горный шиповник - рубиновые цветы. Не пахнет ни
розовый, грубо вылепленный ландыш, ни огромные, с кулак, фиалки, ни худосочный
можжевельник, ни вечнозеленый стланик.
И только лиственница наполняет леса смутным своим скипидарным запахом.
Сначала кажется, что это запах тленья, запах мертвецов. Но приглядишься,
вдохнешь этот запах поглубже и поймешь, что это запах жизни, запах
сопротивления северу, запах победы. К тому же - мертвецы на Колыме не пахнут -
они слишком истощены, обескровлены, да и хранятся в вечной мерзлоте.
Нет, лиственница - дерево, непригодное для романсов, об этой ветке не
споешь, не сложишь романс. Здесь слово другой глубины, иной пласт человеческих
чувств.
Человек посылает авиапочтой ветку колымскую: хотел напомнить не о себе. Не
память о нем, но память о тех миллионах убитых, замученных, которые сложены
в братские могилы к северу от Магадана.
Помочь другим запомнить, снять со своей души этот тяжелый груз: видеть
такое, найти мужество не рассказать, но запомнить. Человек и его жена удочерили
девочку - заключенную девочку умершей в больнице матери - хоть в своем, личном
смысле взять на себя какую-то обязанность, выполнить какой-то личный долг.
Помочь товарищам - тем, кто остался в живых после концлагерей Дальнего
Севера...
Послать эту жесткую, гибкую ветку в Москву.
Посылая ветку, человек не понимал, не знал, не думал, что ветку в Москве
оживят, что она, воскресшая, запахнет Колымой, зацветет на московской улице,
что лиственница докажет свою силу, свое бессмертие; шестьсот лет жизни
лиственницы - это практическое бессмертие человека; что люди Москвы будут
трогать руками эту шершавую, неприхотливую жесткую ветку, будут глядеть на ее
ослепительно зеленую хвою, ее возрождение, воскрешение, будут вдыхать ее
запах - не как память о прошлом, но как живую жизнь.
1966
_______________________________________________________________________________
Используются технологии
uCoz